Правила и порядок оказания платных медицинских услуг
Правила и порядок оказания платных медицинских услуг
Статья затрагивает основные правила и порядок оказания платных медицинских услуг по законодательству Российской Федерации.
Деятельность медицинских учреждений по предоставлению населению платных медицинских услуг является предпринимательской [1] . Данная работа не может быть отнесена к коммерческой деятельности, поскольку последняя преследует извлечение прибыли в качестве основной цели ее осуществления, и полученная в ее результате прибыль распределяется между участниками. Согласно ст. 50 ГК РФ коммерческой деятельностью занимаются коммерческие организации, к которым медицинские учреждения не относятся.
Дальнейшее упорядочение практики предоставления пациентам платной медицинской помощи в государственных учреждениях здравоохранения представляется реальным не только при принятии соответствующих законов, но и при выполнении органами государственной власти и управления мероприятий, включенных в программу развития российского здравоохранения.
По действующему законодательству медицинские учреждения являются некоммерческими организациями, т.е. не имеют в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, не распределяют полученную прибыль между участниками (членами), а используют ее для выполнения социальных и иных общественно полезных целей.
Кроме того, попытки придать медицинскому учреждению статус коммерческой организации не только противоречат действующему законодательству, но и влекут правовые последствия; предусмотренные законодательством. Так, коммерческая организация обладает общей правоспособностью, что позволяет ей совершать любые сделки, в том числе затрагивающие интересы и нарушающие права собственника и учредителей. В то же время некоммерческая организация обладает исключительно специальной правоспособностью, объем которой определяется целями деятельности конкретной организации, указанными в ее учредительных документах, т.е. юридические права такой организации ограничены, в том числе волей учредителя.
Деятельность некоммерческих организаций, к которым относится и медицинское учреждение, регулируется Законом РФ «О некоммерческих организациях» [2] . Согласно этому закону, а также ст. 50 ГК РФ некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность и извлекать из нее прибыль. Но при этом извлечение прибыли для них не может быть основной целью, а предпринимательская деятельность может осуществляться лишь постольку, поскольку такая деятельность служит достижению целей некоммерческой организации, которыми являются решение социальных задач, ради чего они созданы, а сама предпринимательская деятельность этой некоммерческой организации соответствует ее целям.
В соответствии со ст. 298 ГК РФ право медицинского учреждения на ведение предпринимательской деятельности должно быть закреплено в его учредительных документах.
Платные медицинские услуги могут оказываться в государственных медицинских организациях при наличии специального разрешения органа управления здравоохранением. В соответствии с » Правилами предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями» [3] , платные медицинские услуги предоставляются при наличии у медицинской организации сертификата и лицензии на избранный вид деятельности. При этом важно не просто наличие лицензии на медицинскую деятельность, выданной уполномоченным лицензирующим органом. В протоколах к лицензии должно содержаться точное название самой медицинской услуги или работы, входящей в лицензированную медицинскую деятельность. Более того, медицинская услуга, тем более на платной основе, должна исполняться только в тех структурных подразделениях, кабинетах, на тех рабочих местах, которые подвергались аккредитации в процедуре лицензирования и тем самым подтвердили свое соответствие лицензионным требованиям и условиям.
Разрешение на предоставление пациентам платных медицинских услуг теряет юридическую силу с момента приостановления действия или аннулирования сертификата и лицензии на медицинскую деятельность.
Выполнение вышеназванных Правил является обязательным для всех лечебно-профилактических учреждений независимо от ведомственной подчиненности и формы собственности, в том числе научно-исследовательских институтов, государственных медицинских образовательных учреждений высшего профессионального образования.
Платные медицинские услуги могут предоставляться в виде профилактической, лечебно-диагностической, реабилитационной, протезно-ортопедической и зубопротезной помощи и осуществляются в рамках договоров с гражданами или организациями, предприятиями, учреждениями на оказание медицинских услуг работникам и членам их семей.
Предоставление платных медицинских услуг оформляется двусторонним договором между медицинской организацией и пациентом, которым регламентируются условия и сроки их получения, порядок расчетов, права, обязанности и ответственность сторон. Перечисленные требования к содержанию договора определены законодательством как существенные условия договора и имеют значение в регулировании правоотношений сторон договора.
По требованию пациента медицинское учреждение обязано представить ему расчет стоимости оказанной услуги.
Оплата за медицинские услуги производится в учреждении банка или в самом медицинском учреждении с применением контрольно-кассовой машины или с использованием специальных бланков квитанции, являющихся документами строгой отчетности. Медицинское учреждение при осуществлении наличных расчетов обязано выдать пациенту кассовый чек или копию бланка квитанции, подтверждающие прием наличных денег [4] .
Медицинские учреждения обязаны вести статистический и бухгалтерский учет результатов предоставляемых платных медицинских услуг населению, составлять требуемую отчетность и предоставлять ее в порядке и сроки, установленные законами и иными правовыми актами РФ. Государственные и муниципальные медицинские учреждения, предоставляющие населению платные медицинские услуги, обязаны вести статистический и бухгалтерский учет и отчетность раздельно по основной деятельности и платным медицинским услугам.
При оказании разовых платных услуг по инициативе пациента лечебно-профилактическое учреждение обязано уведомить пациента о возможности получения данной медицинской услуги бесплатно, если такая услуга предусмотрена программой государственных гарантий оказания населению бесплатной медицинской помощи или целевыми комплексными медицинскими программами [1] .
Итак, для оказания платных медицинских услуг медицинская организация обязана строго соблюдать следующие условия:
Право на занятие предпринимательской деятельностью, к которой относится и оказание платных медицинских услуг, должно быть записано в уставе медицинского учреждения. Статьей 52 ГК РФ установлено, что в учредительных документах некоммерческих организаций (к числу которых относится устав) должны быть определены предмет и цели деятельности данного юридического лица. Поэтому предоставленное в соответствии с ГК РФ некоммерческим организациям право заниматься предпринимательской деятельностью не может быть реализовано автоматически, без соответствующего закрепления в уставе.
Платные услуги должны оказываться в порядке и с соблюдением условий, предусмотренных законодательными и правовыми нормативными актами органов государственной власти и управления.
При организации платных услуг должны быть обеспечены государственные гарантии прав отдельных категорий граждан, в том числе работников отдельных отраслей производства, на бесплатную медицинскую помощь.
Перечень платных услуг не может быть распространен на Программу государственных гарантий оказания гражданам РТ бесплатной медицинской помощи, т.е. платные медицинские услуги могут являться только исключительно дополнительными к гарантированному объему бесплатной медицинской помощи [5] .
Не могут быть включены в перечень платных и услуги, входящие в утвержденные в установленном порядке федеральные и территориальные целевые медицинские программы.
Основанием для оказания платных медицинских услуг являются: наличие сертификата и лицензии на соответствующие медицинские услуги, а также разрешения на предоставление платных медицинских услуг; выполнение в полном объеме учреждением территориальной программы государственных гарантий обеспечения граждан бесплатной медицинской помощью; отсутствие состояний, угрожающих жизни или здоровью гражданина или окружающих его лиц, вызванных внезапными заболеваниями, обострением хронических заболеваний, несчастными случаями, травмами, осложнениями беременности и родами; отсутствие у граждан заболеваний, представляющих опасность для окружающих и социально значимых заболеваний; отсутствие у граждан установленных законодательством прав и льгот по медицинскому обслуживанию [6] .
За невыполнение или ненадлежащее выполнение требований законодательства, нормативных документов, регламентирующих медицинскую деятельность и предпринимательскую деятельность, в том числе » Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями», медицинская организация несет всю полноту ответственности и может быть лишена права на оказание платных медицинских услуг, а в отдельных случаях в установленном порядке — лицензии на медицинскую деятельность.
В соответствии с законодательством РФ медицинские учреждения несут перед пациентом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий договора, несоблюдение требований, предъявляемых к методам диагностики, профилактики, лечения, реабилитации, разрешенным к применению на территории РФ, а также в случае причинения вреда здоровью, жизни и имуществу пациента.
Любые претензии и споры, возникшие между пациентом или его законным представителем и медицинским учреждением при предоставлении платных медицинских услуг, разрешаются по соглашению сторон или в судебном порядке в соответствии с законодательством РФ.
Одним из требований, предъявляемых органами управления здравоохранением к лечебно-профилактическим учреждениям при решении вопроса о выдаче им разрешения на оказание пациентам платных услуг, является четкое определение формы структурного подразделения, на которое может быть возложена эта сложная задача, затрагивающая многосторонние интересы как самого учреждения, так и пациентов. Это связано с тем, что от организационно-правовой структуры этого подразделения, его формы собственности зависят многие стороны их правоотношений, связанных, прежде всего, с их правоспособностью [1] .
Наиболее целесообразной представляется организация в составе государственного медицинского учреждения отдельного структурного подразделения, занимающегося исключительно предоставлением пациентам платных медицинских услуг [7] . При этом у данного структурного подразделения должны быть отдельные помещения, оборудование, персонал. Такой подход к организации оказания платных медицинских услуг позволяет государственной медицинской организации выполнить, даже оказывая платные медицинские услуги, которые недоступны многим пациентам, свои не только профессиональные, но и морально-этические, деонтологические, психологические обязательства перед гражданами и минимизирует напрягающий общество социальный фактор.
Список литературы
1. Ямалеев Р.Г., Губайдуллин З.З. Медицинская деятельность в сфере предпринимательской деятельности: учебное пособие / Р.Г. Ямалеев, З.З. Губайдуллин. Казань: Медицина, 2004. С. 145-149.
2. Федеральный закон от 12.01.1996 г. (в ред. от 16.11.2011 г. ) N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 3. Ст. 145.
3. Постановление Правительства РФ от 13.01.1996 г. N 27 «Об Утверждении Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями» // Собрание законодательства Российской Федерации 1996. N 3. Ст. 194.
4. Тихомиров А.В. Медицинская услуга. Правовые аспекты: монография / А.В. Тихомиров. М.: Филинъ, 1996. С. 65.
5. Быкова Ж.Е. Правовое регулирование договорных отношений субъектов и участников ОМС (обобщение и научный анализ ответа) / Ж.Е. Быкова // Экономика здравоохранения. 2002. N 8-9. С. 50-52.
6. Правовые основы здравоохранения в России: учебное пособие / под ред. Ю.Л. Шевченко. М.: ГеотарМедиа, 2000. С. 21-23.
7. Кузин В.Ф. Некоторые аспекты совершенствования организации платных медицинских услуг населению / В.Ф. Кузин // Здравоохранение. 2004. N 4. С. 36-43.
Л.А. Фардетдинова,
кандидат юридических наук,
доцент кафедры уголовного права и процесса
НЧФ ЧОУ ВПО «Институт экономики, управления и права»
(г. Казань)
«Медицинское право», N 4, июль-август 2013 г.
medaboutme.ru
Условия и порядок предоставления платных медицинских услуг
Требования к платным медицинским услугам
Платные медицинские услуги — это медицинские услуги, предоставляемые на возмездной основе за счет личных средств граждан, средств юридических лиц и иных средств на основании договоров, в том числе договоров добровольного медицинского страхования. Платные медицинские услуги оказываются также на основании акцепта Потребителем медицинских услуг публичной оферты Исполнителя медицинских услуг.
Медицинские услуги на возмездной основе предоставляются медицинскими организациями (к которым приравниваются индивидуальные предприниматели), в соответствии с перечнем работ (услуг), составляющим медицинскую деятельность, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291, а также указанным в лицензии на осуществление медицинской деятельности Исполнителя медицинской услуги.
При предоставлении платных медицинских услуг должны соблюдаться порядки оказания медицинской помощи, утвержденные Минздравом РФ. Платные медицинские услуги могут предоставляться в полном объеме стандарта медицинской помощи (СМП), либо по просьбе Потребителя медицинской услуги в виде осуществления отдельных консультаций или медицинских вмешательств, в том числе в объеме, превышающем объем выполняемого СМП.
Требования к медицинским организациям, осуществляющим деятельность в сфере ОМС
Медицинские организации, участвующие в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее — соответственно программа, территориальная программа) имеют право предоставлять платные медицинские услуги:
- На иных условиях, чем предусмотрено программой, территориальными программами и (или) целевыми программами, по желанию Потребителя (Заказчика) медицинской услуги, включая в том числе:
- Установление индивидуального поста медицинского наблюдения при лечении в условиях стационара;
- Применение лекарственных препаратов, не входящих в перечень ЖНВЛП, если их назначение и применение не обусловлено жизненными показаниями или заменой из-за индивидуальной непереносимости лекарственных препаратов, входящих в указанный перечень, а также применение медицинских изделий, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, не предусмотренных СМП;
- При предоставлении медицинских услуг анонимно, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
- Гражданам иностранных государств, лицам без гражданства, за исключением лиц, застрахованных по ОМС, и гражданам Российской Федерации, не проживающим постоянно на ее территории и не являющимся застрахованными по ОМС, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации;
- При самостоятельном обращении за получением медицинских услуг, за исключением случаев и порядка, когда гражданин самостоятельно осуществляет выбор врача и медицинской организации в рамках программы (территориальной программы), и случаев оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и медицинской помощи, оказываемой в неотложной или экстренной форме.
Оказание платных медицинских услуг
При заключении договора на медицинские услуги Потребителю (Заказчику) медицинской услуги предоставляется в доступной форме информация о возможности получения соответствующих видов и объемов медицинской помощи без взимания платы в рамках программы и территориальной программы. Отказ Потребителя от заключения договора возмездного оказания медицинских услуг не может быть причиной уменьшения видов и объемов медицинской помощи, предоставляемых такому Потребителю медицинской услуги без взимания платы в рамках программы и территориальной программы. Данное требование относится к Исполнителям медицинской услуги, которые осуществляют свою деятельность и в сфере ОМС.
Медицинская организация также предоставляет обязательную информацию об Исполнителе медицинской услуги и об оказываемых им платных медицинских услугах, предусмотренную действующим законодательством.
Стоимость платных медицинских услуг
Цены (тарифы) на платные медицинские услуги, предоставляемые бюджетными и казенными государственными (муниципальными) медицинскими учреждениями, определяются органами, осуществляющими функции и полномочия учредителей, в соответствии с Порядками определения цен (тарифов) на медицинские услуги, разработанными указанными органами.
Медицинские организации иных организационно-правовых форм определяют цены (тарифы) на предоставляемые платные медицинские услуги самостоятельно.
Подпишитесь на нас
Подпишись на рассылку и получай первым самую свежую и актуальную информацию от Факультета Медицинского Права.
Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями обработки и использования персональных данных.Порядок предоставления платных медицинских услуг
Платные медицинские услуги предоставляются при наличии информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство Потребителя (его законного представителя), данного в порядке, установленном ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Качество платных медицинских услуг должно соответствовать условиям договора с Пациентом, а при отсутствии в договоре условий об их качестве — требованиям, предъявляемым к услугам соответствующего вида.
Если действующим законодательством РФ предусмотрены обязательные требования к качеству медицинских услуг, то качество оказываемых платных медицинских услуг должно соответствовать этим требованиям.
Исполнитель предоставляет по требованию Потребителя (его законного представителя) и в доступной для него форме информацию:
- О состоянии его здоровья, включая сведения о результатах обследования, диагнозе, методах лечения, связанном с ними риске, возможных вариантах и последствиях медицинского вмешательства, ожидаемых результатах лечения;
- Об используемых при предоставлении платных медицинских услуг лекарственных препаратах и медицинских изделиях, в том числе о сроках их годности (гарантийных сроках), показаниях (противопоказаниях) к применению.
При оказании платных медицинских услуг Исполнитель обязан оформлять и вести медицинскую документацию, учетные и отчетные статистические формы в соответствии с установленными к ним требованиями, в том числе к порядку и срокам их предоставления.
www.kormed.ru
Правила оказания платных медицинских услуг. Плюсы и минусы платной медицины :: BusinessMan.ru
Когда возникают проблемы со здоровьем, на первый план выступает необходимость проконсультироваться у хорошего, компетентного специалиста, способного выслушать, определить точный диагноз и назначить эффективное лечение. Почему-то многие российские пациенты уверены, что более качественную помощь им может оказать именно платное медицинское учреждение. В чём преимущества таких клиник перед государственными? Каковы их недостатки? В чём заключаются правила оказания платных медицинских услуг?
История вопроса
В Европе платная медицина давно уже стала популярной. Услуг, за которые нужно давать деньги, в последнее время стало появляться больше и в отечественной врачебной сфере. Население на собственном опыте оценило преимущества, которые имеют платная поликлиника, травмпункт, частный микроавтобус скорой помощи. Все они оснащены по последнему слову техники.
В советские времена существование «бесплатной» медицины гарантировало всем гражданам определённый средний уровень качества. Немногие тогда понимали, что лечение в любом случае предусматривает денежные растраты. Весь вопрос в том, кто именно его оплачивает: сам пациент, работодатель или государство. С распадом СССР, в стране стали обыденностью частные больницы, медицинские центры и клиники. Платная медицина, пройдя с тех пор свой определённый путь развития, довольно прочно обосновалась в жизни россиян. Предоставлением подобных услуг сегодня занимаются не только частные медицинские клиники, но также и муниципальные, и федеральные учреждения. Их так много, как грибов после дождя.
И всё же вопрос о необходимости платной медицины не остался в прошлом. Несмотря на обилие солидных частных медучреждений, рынок таких услуг сегодня нельзя всё же назвать сформировавшимся и цивилизованным. В наши дни проблема платной медицины является как никогда актуальной. Её обсуждают на самых различных уровнях.
Плюсы платной медицины
В сфере оплачиваемой медицины, как и любых других услуг, имеет место конкуренция. А, значит, наблюдается стремление к обеспечению для заказчика наиболее качественного сервиса. Уже только этим подкупают пациентов оплачиваемые медицинские услуги.
Плюсов такой медицины, безусловно, великое множество:
- Уважительное и вежливое и отношение со стороны администраторов и врачей. Меньшая бумажная волокита, более значительная зарплата специалистов, относительно спокойная атмосфера, которыми отличается платная поликлиника, положительно отражаются на настроении и поведении персонала.
- Специалисты с большим вниманием относятся к пациенту. Ко всем жалобам в частной клинике отнесутся с обязательным должным вниманием. Обследование и лечение здесь будет назначено не по общей для всех схеме, а индивидуально – в соответствии с диагнозом и особенностями пациента.
- Время приёма в частной клинике не ограничивается несколькими минутами, как это обычно бывает в муниципальной. Как правило, платный специалист для осмотра и беседы с пациентом отводит около 20-40 минут.
- Клиент может сам выбирать подходящего ему врача.
- Больному, пришедшему в центр платной медицины, не нужно будет сидеть в очереди. Общеизвестно: запись на приём в государственных медучреждениях вовсе не гарантирует того, что пациент вовремя попадет к врачу. Напротив, в платной клинике, даже если ненадолго затянется предыдущий приём, администратор обязательно извинится перед посетителем за доставленное неудобство.
- Обычно в частной лечебнице оборудование и интерьер во многом отличаются от того, к чему мы привыкли в госучреждениях. Общую унылую атмосферу муниципальных больниц и дыры в покрытии полов можно было бы ещё как-то потерпеть, но использование устаревших приборов огорчает. Частная клиника или платный травмпункт, напротив, обычно оснащены техническими новинками.
- Записаться к врачу в частном учреждении можно в срочном порядке. Иногда посетить специалиста позволяется в день записи. В муниципальной поликлинике попасть в вожделённый кабинет можно только после многочасового сидения в очереди. И отношение к пациенту будет таким, будто ему сделали большое одолжение.
Наличие немалого списка преимуществ платной медицины делает удивительным тот факт, что многие, даже при наличии финансовой возможности получать оплачиваемые медицинские услуги, этот шанс не используют. А идут в привычное госучреждение.
О минусах платной медицины
Имея немалое количество существенных преимуществ, платная медицина является далеко неидеальной. Потраченные суммы (порой, значительные, учитывая цены на такие услуги) не гарантируют получения качественного лечения. К слову, удовольствие от посещения частной клиники часто также бывает сомнительным. Итак, к минусам платной медицины относят:
- Материальную заинтересованность в пациенте. Прибыль учреждения, будь это поликлиника или платный травмпункт, а также заработок его персонала зависят от числа больных, обратившихся за помощью. На это влияет и количество оказанных им услуг. Чем больше приёмов и обследований, тем большая денежная сумма окажется в кассе. Приходится констатировать, что врачам выгодна болезнь пациента. Они могут назначить предоставление совершенно ненужных платных медицинских услуг (обследования, анализы и т.д.), напугать больного необоснованным множеством диагнозов, назначить более дорогие методы лечения, чем нужно в конкретной ситуации.
- Стоимость лечения не гарантирует профессионализма и компетентности специалиста. И часто бывает не столько жаль потраченных денег, сколько упущенного времени. Ведь часто лечение не допускает отсрочки. Да и сама цена услуг в платных клиниках часто бывает необоснованно высокой.
По итогам опросов населения…
Проведённый опрос показал, что почти половине респондентов из числа опрошенных граждан различных населённых пунктов приходилось обращаться за платными медицинскими услугами. В основном пациентами частных клиник становятся люди с высшим образованием, сравнительно высоким уровнем дохода, часто страдающие хроническими заболевания. Причинами обращения в такие учреждения являются: более достойное качество обслуживания, больший комфорт и сервис. Причиной отказа от платных услуг является их непомерная стоимость. Около трети опрошенных людей вынуждены отказываться от приобретения дорогостоящих медикаментов. Каждому десятому приходится пожертвовать диагностикой и консультациями.
Платные услуги полностью удовлетворяют лишь 42% граждан. Но большинство при этом готово платить и дальше – за приём на дому или без очереди, диагностику, консультации и т. д. Тех, кто пользуется услугами медицинского учреждения на платной основе вынужденно, – 34%. Из них люди старшего возраста составляют 61%.
Правила оказания платных медицинских услуг: нормативные документы
Предоставление оплачиваемых медицинских услуг упорядочивается нормативными документами. К ним относятся:
- Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» (далее — Правила).
- ФЗ «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан».
- ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан».
- ФЗ «О защите прав потребителей».
Что говорит закон?
Оплачиваемые медицинские услуги являются дополнением к перечню бесплатной медицинской помощи. Она гарантирована программой государственных законов. Соответственно нею предусмотрено бесплатное предоставление таких видов помощи гражданам РФ:
- амбулаторно-поликлинической;
- скорой медицинской;
- стационарной: в случае острых заболеваний, травм, отравлений, и т. п.
В соответствии с Правилами (п.7) медицинские организации могут оказывать такие виды оплачиваемых медицинских услуг:
- Обеспечение индивидуального медицинского поста в стационаре.
- Использование в лечении средств, не относящихся к перечню важнейших и жизненно необходимых препаратов.
- Применение нестандартных препаратов и лечебного питания.
- Оказание услуг анонимно.
- Лечение иностранных граждан, не имеющих медицинского страхования.
- При самостоятельном обращении. Исключаются случаи предоставления скорой, неотложной и экстренной медицинской помощи.
Во избежание нарушений
Предоставление платных медицинских услуг возможно исключительно при наличии добровольного согласия пациента. Во избежание нарушений потребителям необходимо изучить правила оказания такой помощи. По закону, медицинское учреждение, предоставляющее услуги, обязательно должно иметь лицензию на каждый вид деятельности. Исполнителем должна быть предоставлена потребителю следующая информация:
- Наименование юридического лица, внесение его данных в Единый реестр с указанием организации, которой произведена государственная регистрация.
- Ф.И.О. предпринимателя, адреса его мест жительства и ведения медицинской деятельности.
- Дата и номер регистрации лицензии, сведения о перечне услуг, составляющих содержание деятельности, адрес местонахождения, а также телефон лицензирующего органа.
- Сведения об условиях и форме оказания медицинской помощи. Перечень услуг, цены на платные медицинские услуги. Кстати, стоимость указывают в рублях.
- Данные о специалистах, предоставляющих медицинские услуги платно. Информация об уровне их квалификации и профессионального образования.
- График (режим) работы учреждения и специалистов, предоставляющих оплачиваемые медицинские услуги.
- Адреса и телефоны контролирующих органов.
Правила оказания платных медицинских услуг предусматривают необходимость размещения вышеуказанной информации на информационном стенде в самом учреждении и на сайте заведения в интернете. Его следует расположить в месте, доступном для посетителей. И оформить соответствующим образом для свободного ознакомления с размещенной на нём информацией.
О порядке определения цен
В бюджетных медицинских организациях, а также казённых государственных учреждениях, порядок определения стоимости оплачиваемых медицинских услуг устанавливается их органами. Обычно перечень и размер цен устанавливают учредители. В небюджетых медицинских организациях (ЗАО, ООО и т.п.) они определяются специалистами этих учреждений.
О заключении договора
Исполнитель и потребитель должны заключить между собой письменный договор на медицинские услуги. Документ лучше сделать в двух экземплярах. В нём следует указать:
- перечень предоставляемых оплачиваемых медицинских услуг;
- цены, порядок и сроки оплаты;
- условия предоставления услуг и сроки;
- оговорить ответственность сторон в случае невыполнения условий договора.
Договор также должен включать сведения:
- о его исполнителе – юридическом лице или индивидуальном предпринимателе: реквизиты имеющейся лицензии;
- о потребителе: Ф.И.О., место жительства, телефон;
- о порядке изменения и расторжения договора;
- о других условиях, определяемых соглашением сторон.
По желанию потребителя может быть составлена смета на предоставление помощи. Исполнителем не могут предоставляться на платной основе дополнительные медицинские услуги без согласия клиента. В экстренных случаях, с целью устранения возникшей угрозы для жизни потребителя, при внезапном развитии острых или обострении хронических заболеваний оплачиваемая медицинская помощь должна предоставляться без денежного взыскания.
О правах и обязанностях сторон
Исполнитель до заключения договора должен письменно уведомить потребителя о характере последствий несоблюдения им рекомендаций специалиста, предоставляющего оплачиваемые медицинские услуги, а также назначенного режима лечения. Он обязан рассказать клиенту о снижении качества предоставляемой услуги, невозможности её завершения в срок, предупредить об ухудшении состояния здоровья потребителя.
Согласно Правилам (п. 24), после предоставления пациенту оплачиваемых медицинских услуг ему должны быть выданы документы (выписки), отражающие состояние его здоровья. Кроме того, потребитель обязан получить документ о подтверждении произведённой оплаты за помощь: квитанцию или контрольно-кассовый чек. Больной может отказаться от предоставляемых услуг после заключения договора. При этом ему необходимо оплатить расходы, понесённые исполнителем.
В случае нарушения договора
Соответственно закону РФ «Об охране здоровья граждан» при ненадлежащем исполнении или неисполнении обязательств по договору потребитель должен обратиться к исполнителю с претензией. её необходимо выразить в письменном виде. В этом документе должно содержаться указание одного из требований, предусмотренных ФЗ «О защите прав потребителей». Законом права пациента защищены. Исполнитель, нарушивший договор, должен по требованию потребителя или безвозмездно исправить недостатки оказанной помощи, или уменьшить стоимость, или выполнить работу повторно, или возместить понесённые расходы по исправлению недостатков оказанной услуги. Если нарушены права пациента, в соответствии с ФЗ «О защите прав потребителей», исполнитель обязан возместить в полном объёме ущерб, нанесённый его жизни или здоровью.
Контролирующие органы
Если нарушены права потребителя, он может направить жалобу в Департамент здравоохранения, контролирующий качество и безопасность оказываемых медицинских услуг. Кроме того, ему позволено обратиться в территориальные органы ФС по надзору в медицинской сфере и защиты прав потребителей, проводящих мониторинг качества и безопасности врачебной деятельности, а также местные отделы управления Роспотребнадзора.
О прохождении медосмотра
Согласно законодательству РФ, при поступлении на работу, а также периодически граждане должны проходить платный медосмотр. Прейскурант цен на услуги, не вошедшие в гарантированный перечень бесплатной медицинской помощи, должен быть помещён на всеобщее обозрение у регистратуры учреждения. Ввиду того, что профосмотры не охвачены системой медицинского страхования, работодателем заблаговременно заключается соответствующий договор с лечебным учреждением, уполномоченным проводить медосмотры. Оплата обследования целиком находится в ведении директора предприятия. В случае вынужденной оплаты соискателем, стоимость пройденных процедур возвращается ему при трудоустройстве.
Предоставление платных услуг организациям
Медицинские услуги для организаций предоставляются на платной основе. К ним относится комплекс по санитарно-гигиеническому и медицинскому обслуживанию коллектива той или иной компании:
- проведение профосмотров сотрудников;
- обеспечение составления программы производственного контроля;
- проведение лабораторных исследований;
- дезуслуги предприятиям.
Прохождение медосмотра в частной клинике (при получении или смене водительского удостоверения, лицензии на оружие, устройстве на работу, оформлении медицинской книжки) как одного человека, так и всего коллектива предприятия проводится качественно, быстро и сравнительно недорого. Дубликаты медицинских справок водителям не выдаются. Деньги не возвращаются в случае отказа в присвоении категории, отказа в допуске к получению лицензии на ношение оружия.
Частными медицинскими клиниками, в соответствии с Приказом МЗСР Российской Федерации (12.04.2011), проводятся медосмотры работников, занятых на вредном производстве. При оформлении личных санитарно-медицинских книжек приём людей проводится со всем комплексом необходимых дополнительных услуг. Сотрудниками частной клиники в кратчайшие сроки может быть разработана «Программа производственного контроля выполнения санитарно-противоэпидемических мероприятий». Они проводятся на предприятиях, соответственно требованиям санитарных норм.
Качественно и в сжатые сроки частными организациями проводятся также радиологические и лабораторные исследования воздуха, воды, почвы, продукции, измерение физических факторов: шума, вибрации, освещённости, микроклимата и т. п. А также дезинфекционные услуги в соответствии с системой менеджмента качества, определённой требованиями ГОСТа.
Заключение
Всё больше граждане РФ доверяют своё здоровье платной медицине. Проведение внимательного и тщательного осмотра больного, удобный сервис, повышенный комфорт обслуживания, возможность установления доверительных и тесных взаимоотношений между пациентом и врачом, высокий профессионализм специалистов и современное медицинское оснащение частных клиник делают такое лечение всё более популярным. Людям необходимо знать правила оказания платных медицинских услуг. Знакомство с ними поможет пациентам качественно поддержать здоровье и гарантированно защитить свои права.
businessman.ru
Платные медицинские услуги
ПАМЯТКА ПОТРЕБИТЕЛЮ ОБ ОКАЗАНИИ ПЛАТНЫХ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ:
Платные медицинские услуги – это медицинские услуги и услуги медицинского сервиса, оказываемые медицинскими учреждениями пациентам за счет личных средств граждан, средств работодателей и иных физических лиц на основании договоров, в том числе добровольного медицинского страхования.
Платные медицинские услуги населению могут оказываться государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения в соответствии с Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей», ПРАВИЛАМИ предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг,утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2012 №1006, а также Гражданским кодексом Российской Федерации, но замещение бесплатной медицинской помощи платными медицинскими услугами недопустимо!
Помните! Платные медицинские услуги не могут быть оказаны взамен или в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также в рамках целевых программ, финансируемых за счет средств соответствующего бюджета, медицинскими организациями, участвующими в реализации указанных программ.
Отказ пациента от предлагаемых платных медицинских услуг не может быть причиной уменьшения видов и объемов медицинской помощи, предоставляемых ему без взимания платы в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Виды платных медицинских услуг
Платные медицинские услуги населению предоставляются медицинскими учреждениями в виде профилактической, лечебно-диагностической, реабилитационной, протезно-ортопедической и зубопротезной помощи.
Предоставление платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями осуществляется при наличии у них лицензии на соответствующий вид деятельности.
Государственные и муниципальные медицинские учреждения оказывают платные медицинские услуги населению по специальному разрешению соответствующего органа управления здравоохранением.
Медицинские учреждения обязаны обеспечить граждан бесплатной, доступной и достоверной информацией, включающей в себя сведения о местонахождении учреждения (месте его государственной регистрации), режиме работы, перечне платных медицинских услуг с указанием их стоимости, об условиях предоставления и получения этих услуг, включая сведения о льготах для отдельных категорий граждан, а также сведения о квалификации и сертификации специалистов.
Предоставление платных медицинских услуг оформляется договором!
В соответствии с законодательством Российской Федерации медицинские учреждения несут ответственность перед потребителем за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий договора, несоблюдение требований, предъявляемых к методам диагностики, профилактики и лечения, разрешенным на территории Российской Федерации, а также в случае причинения вреда здоровью и жизни потребителя.
Помните! Предоставление медицинских услуг потребителю без оформления договора, а также прямые расчеты с медицинским персоналом государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, участвующим в оказании платной медицинской помощи, являются грубым нарушением законодательства Российской Федерации!
Оплата за медицинские услуги может производиться в учреждениях банков или в медицинском учреждении.
Расчеты с населением за предоставление платных услуг осуществляются медицинскими учреждениями с применением контрольно-кассовых машин или бланков, являющихся документом строгой отчетности, утвержденных в установленном порядке. Медицинские учреждения обязаны выдать потребителю (кассовый) чек или копию бланка, подтверждающего прием наличных денег.
Потребители, пользующиеся платными медицинскими услугами, обязаны:
• оплатить стоимость предоставляемой медицинской услуги;
• выполнять требования, обеспечивающие качественное предоставление платной медицинской услуги, включая сообщение необходимых для этого сведений.
Потребители, пользующиеся платными медицинскими услугами, вправе требовать:
• предоставления услуг надлежащего качества;
• сведений о наличии лицензии и сертификата;
• сведений о расчете стоимости оказанной услуги;
• возмещение убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением условий договора;
• возмещение ущерба в случае причинения вреда здоровью и жизни;
• компенсации за причинение морального вреда в соответствии с законодательством РФ.
При несоблюдении медицинским учреждением обязательств по срокам исполнения услуг потребитель вправе по своему выбору:
• назначить новый срок оказания услуги;
• потребовать уменьшения стоимости предоставленной услуги;
• потребовать исполнения услуги другим специалистом;
• расторгнуть договор и потребовать возмещения убытков.
Нарушение установленных договором сроков исполнения услуг должно сопровождаться выплатой потребителю неустойки в порядке и размере, определяемых Законом РФ «О защите прав потребителей» или договором.
По соглашению (договору) сторон указанная неустойка может быть выплачена за счет уменьшения стоимости предоставленной медицинской услуги, предоставления потребителю дополнительных услуг без оплаты, возврата части ранее внесенного аванса.
При обнаружении недостатков оказанной услуги потребитель вправе по своему выбору потребовать:
• безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги;
• соответствующего уменьшения цены оказанной услуги;
• возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанной услуги своими силами или третьими лицами.
Удовлетворение требований потребителя о повторном оказании услуги не освобождает исполнителя от ответственности в форме неустойки за нарушение срока окончания оказания услуги.
Потребитель вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуги и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки оказанной услуги не устранены исполнителем.
Потребитель также вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуги, если им обнаружены существенные недостатки оказанной услуги или иные существенные отступления от условий договора.
Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками оказанной услуги.
ДЕЙСТВИЯ ПАЦИЕНТА ПРИ ПОЛУЧЕНИИ ПЛАТНЫХ УСЛУГ:
Шаг 1. Если в муниципальном или государственном медицинском учреждении Вам предлагают заплатить за обследование или лечение, назначенное лечащим врачом, позвоните в свою страховую компанию и удостоверьтесь, что данная услуга действительно может быть оказана Вам только на платной основе!
Шаг 2. Получите у медицинской организации необходимую информацию: о наличии у данного учреждения здравоохранения лицензии на соответствующий вид деятельности, о квалификации и сертификации специалистов, об перечне платных медицинских услуг с указанием их стоимости, об условиях предоставления и получения этих услуг, включая порядок расчетов и сведения о льготах для отдельных категорий граждан.
Шаг 3. Внимательно ознакомьтесь с условиями договора о предоставлении платных медицинских услуг перед его заключением.
Шаг 4. Оплатите медицинскую помощь в порядке, предусмотренном положением о предоставлении платных медицинских услуг данного учреждения здравоохранения.
Шаг 5. Получите кассовый чек или один экземпляр заполненной квитанции, подтверждающие прием наличных денег.
Помните! Расчет за предоставление платных услуг должен осуществляться с применением контрольно-кассовых машин. При расчетах без применения контрольно-кассовых машин, учреждения здравоохранения должны оформлять необходимые документы (бланки строгой отчетности) в соответствии с требованиями законодательства.
ДЕЙСТВИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ В СЛУЧАЕ ОБНАРУЖЕНИЯ НЕДОСТАТКОВ ОКАЗАННОЙ УСЛУГИ ЛИБО В СЛУЧАЕ НАРУШЕНИЯ МЕДИЦИНСКИМ УЧРЕЖДЕНИЕМ СРОКОВ ОКАЗАНИЯ УСЛУГ:
Шаг 1. Прежде всего, необходимо обратиться к исполнителю услуг (медицинскому учреждению) с письменной претензией, составленной в двух экземплярах, и предъявить одно из требований, предусмотренных Законом РФ «О защите прав потребителей».
Шаг 2. Получите подтверждение о вручении претензии исполнителю услуг (подпись на заявлении, либо уведомление о вручении претензии).
Шаг 3. Претензии к качеству оказания медицинских услуг, а также нарушению сроков их оказания, подлежат рассмотрению в течение 10 дней с даты получения претензии.
Шаг 4. В случае неудовлетворения требований потребителя можно обратиться в суд.
Внимание! В Новгородской области санитарно-эпидемиологический надзор и надзор в сфере защиты прав потребителей за деятельностью медицинских учреждений при предоставлении платных медицинских услуг осуществляется Управлением Роспотребнадзора по Новгородской области.
www.zdrav-novgorod.ru
Правовые аспекты оказания платных медицинских услуг населению Российской Федерации
Александрова О.Ю., Маркеева Ю. А., Шаталов О. А., Вирабов К.С.
Первый Московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова
В настоящее время платные медицинские услуги оказываются государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения согласно Гражданскому и Бюджетному кодексам РФ и в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.01.1996 г. № 27 «Об утверждении правил предоставления платных медицинских услуг населению».
Вопрос о конституционности указанного постановления был вынесен на рассмотрение Верховного суда Российской Федерации. Суд сформулировал позицию, согласно которой законодательство Российской Федерации не запрещает государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения оказывать платные медицинские услуги. Подобная легитимация сегодня в основном рассматривается в контексте статьи 7 Конституции РФ, где охрана здоровья перечислена в ряду задач социального государства. Признается и защита (обеспечение) государством двух основных прав – права на достойную жизнь и права на свободное развитие. Достойная жизнь прежде всего характеризуется наличием минимального набора бесплатных для человека благ (объемы медицинской помощи, предусмотренные Программой государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи), а свободное развитие – возможностью беспрепятственного доступа к дополнительным, хотя и не бесплатным для человека благам.
В соответствии с общими принципами деятельности государства, закрепленными в Конституции, именно частные медицинские организации, а не оказывающие платные медицинские услуги государственные и муниципальные лечебно-профилактические учреждения должны составлять основу частной системы здравоохранения.
При оказании государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения платных медицинских услуг, данные учреждения выполняют функции частных медицинских организаций. Практика оказания платных медицинских услуг бюджетными учреждениями, подрывает финансовую основу рынка частных медицинских услуг, формируя условия неравной конкуренции для частных медицинских организаций (1, 2).
Основными преимуществами, позволяющими государственным (муниципальным) учреждениям оказывать значительный объем платных медицинских услуг, являются: смешанное финансирование из бюджетов соответствующих уровней, системы ОМС и доходов от коммерческой деятельности; льготы при уплате налогов и оформлении лицензий, которых не имеют частники; широкая известность, что позволяет практически не тратить средства на продвижение услуг; государственные ЛПУ вкладывают собственные средства в ремонт помещений, материалы и оборудование в весьма ограниченном объеме. В основном это делается за счет средств бюджета. По этой причине государственные и ведомственные учреждения легко побеждают в ценовой конкуренции, занимая весь низ и почти всю середину среднеценового сегмента рынка платных услуг.
Медицинские организации государственной и муниципальной систем здравоохранения довольно часто предпочитают работать на платной основе, а не оказывать медицинскую помощь бесплатно для населения. Но при этом, медицинские учреждения, оказывающие платные услуги, не хотят терять и бюджетное финансирование, что препятствует сокращению излишних мощностей.
Сложившаяся ситуация с одной стороны препятствует развитию в Российской Федерации частной системы здравоохранения, с другой стороны оказание платных медицинских услуг государственными и муниципальными лечебно-профилактическими учреждениями нередко приводит к сокращению объема медицинских услуг, оказываемых данными учреждениями бесплатно в рамках реализации программы государственных гарантий.
С принятием Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» от 08.05.2010 г. №83-ФЗ (3) (далее – Федеральный закон № 83-ФЗ) изменяется правовой статус государственных и муниципальных учреждений здравоохранения.. В соответствии с Федеральным законом № 83-ФЗ появляется 3 типа государственного (муниципального) учреждения – автономное учреждение, бюджетное учреждение и казенное учреждение.
Финансирование данных учреждений осуществляется в виде государственного задания. Собственник имущества перестает нести субсидиарную ответственность по обязательствам автономных и бюджетных учреждений.
Помимо выполнения государственного задания автономным и бюджетным учреждениям предоставляется право заниматься приносящей доходы деятельностью с поступлением доходов в самостоятельное распоряжение бюджетных учреждений.
В условиях недостаточности финансирования в рамках государственного задания и отсутствия субсидиарной ответственности собственника автономные и бюджетные учреждения вынуждены будут развивать дополнительную приносящую доход деятельность. Тем более что законодательно разрешается осуществлять «иные виды деятельности, поскольку это служит достижению целей».
В этих условиях необходимо четко регламентировать платные медицинские слуги населению в целях недопустимости замены бесплатной медицинской помощи, оказываемой в соответствии с программой государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи, на платные для населения медицинские услуги.
В проекте Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (принят в первом чтении 31.05.2011) (4) впервые на законодательном уровне производится попытка урегулирования оказания платных медицинских услуг медицинскими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения, участвующими в реализации программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи.
Платным медицинским услугам посвящена отдельная статья законопроекта (статья 78). В соответствии с данной статьей законопроекта граждане имеют право на получение платных медицинских услуг, предоставляемых при оказании медицинской помощи, а также платных немедицинских услуг (бытовых, сервисных и транспортных услуг, дополнительно предоставляемых в процессе оказания медицинской помощи. Платные медицинские услуги предоставляются пациентам за счет личных средств, средств работодателей, иных физических и юридических лиц на основании договоров, в том числе добровольного медицинского страхования.
Данной нормой, по-сути, узаконено то, что бытовые, сервисные и транспортные услуги, дополнительно предоставляемые в процессе оказания медицинской помощи, могут предоставляться на платной основе.
В соответствии со статьей 78 законопроекта платные услуги не могут быть оказаны взамен или в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также в рамках целевых программ, финансируемых за счет соответствующего бюджета, медицинскими организациями, участвующими в реализации указанных программ.
Норма законопроекта, исключающая возможность оказывать на платной основе услуги взамен услуг, реализуемых в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее в тексте — программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи) и целевых программ, по-сути, изначально предполагает, что в рамках указанных программ, лечение будет наилучшим и всеобъемлющим. На практике же, всегда могут потребоваться лечебно-диагностические мероприятия и лекарственные препараты, более эффективные для конкретного больного (исходя из его состояния здоровья, сопутствующих заболеваний, аллергологического статуса и т.д.), чем те, которые предлагаются в рамках выделенных финансовых ресурсов. Поэтому в таких случаях из-за невозможности замены бесплатно для пациента предоставляемых лечебно-диагностических мероприятий и лекарственных препаратов будет страдать качество медицинской помощи.
Идея подобного запрета имеет в основе запрет на дублирование финансовых средств. Т.е. те лечебно-диагностические мероприятия и лекарственные препараты, которые оплачены из средств бюджета или средств ОМС, не должны еще раз оплачиваться пациентом. И это правильно, но для того, чтобы подобное не происходило, надо не ограничивать возможности медицинской организации и пациентов на дополнительные услуги, а жестко контролировать использование финансовых ресурсов медицинской организацией.
В соответствии с законопроектом при оказании платных медицинских услуг должны соблюдаться порядки оказания медицинской помощи, утверждаемые уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Эта норма статьи 78 корреспондирует с нормой статьи 33 законопроекта «Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи»:
«1. Медицинская помощь в Российской Федерации оказывается гражданам в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, а также со стандартами медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
2. Порядок оказания медицинской помощи определяет мероприятия организационного характера, направленные на своевременное обеспечение оказания гражданам медицинской помощи надлежащего качества и в полном объеме.
3. Порядки оказания медицинской помощи утверждаются по отдельным ее видам и профилям медицинской помощи.
4. Порядок оказания медицинской помощи может включать в себя: этапы оказания медицинской помощи; правила об организации деятельности медицинской организации (ее структурного подразделения, врача данной медицинской организации) в части оказания медицинской помощи; стандарт оснащения медицинской организации, ее структурных подразделений, для оказания медицинской помощи; рекомендуемые штатные нормативы медицинской организации, ее структурных подразделений, для оказания медицинской помощи; иные положения исходя из особенностей оказания медицинской помощи».
Вызывает удивление необходимость соблюдать порядки оказания медицинской помощи медицинскими организациями частной системы здравоохранения, которые, как раз и оказывают, значительный объем платных медицинских услуг. Т.е., медицинские организации частной системы здравоохранения должны иметь структуру, штаты и оснащение, соответствующие порядкам? Но это требование абсолютно лишает гибкости (а значит, экономической эффективности деятельности), причем, не только медицинские организации частной системы здравоохранения, но и автономные и бюджетные государственные и муниципальные учреждения здравоохранения.
В соответствии со статьей 78 законопроекта платные медицинские услуги могут предоставляться в полном объеме стандарта медицинской помощи, либо по просьбе пациента в виде отдельных консультаций и медицинских вмешательств, в том числе сверх выполняемых стандартов медицинской помощи.
Понятно, что платные медицинские услуги в полном объеме стандарта медицинской помощи будут оказываться теми медицинскими организациями, которые не участвуют в реализации программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и целевых программ, финансируемых за счет соответствующего бюджета. А вот отдельные консультации и медицинские вмешательства, в том числе сверх выполняемых стандартов медицинской помощи будут оказываться, в том числе, и медицинскими организациями, участвующими в реализации вышеуказанных программ.
Поскольку в этой же статье законопроекта «платные услуги не могут быть оказаны взамен или в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также в рамках целевых программ, финансируемых за счет соответствующего бюджета, медицинскими организациями, участвующими в реализации указанных программ», то единственной возможностью оказать платную медицинскую услугу такими организациями является оказание ее сверх стандартов медицинской помощи.
Подразумевается, что вышеуказанное оказание платных медицинских услуг сверх стандартов медицинской помощи возможно не само по себе, а если особенности состояния здоровья пациента и его заболевания предполагают применение лечебно-диагностических мероприятий и (или) лекарственных средств сверх стандартов медицинской помощи.
Для целей реализации данного варианта оказания платных медицинских услуг, на наш взгляд, требуется разработка и закрепление в нормативно-правовом акте МЗ СР РФ четкого алгоритма действий медицинских организаций.
На наш взгляд, алгоритм должен быть следующим.
Врач предлагает лечебно-диагностические мероприятия, не входящие в стандарт медицинской помощи, но необходимые для более эффективного лечения данного больного, или более эффективные лекарственные препараты, не входящие в перечень в стандарте. За данные дополнительные медицинские мероприятия и лекарственные средства больной должен платить самостоятельно, поскольку они не входят в стандарты медицинской помощи, оплачиваемые в рамках программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Пациент соглашается на предложенное обследование и лечение.
Оформляется запись в медицинской документации: «С предложенным обследованием и лечением согласен. Согласен на назначение диагностических, лечебных мероприятий……………….. (указать) и лекарственных препаратов ……………….. (указать), которые буду оплачивать самостоятельно» (заверяется подписью пациента).
Условия реализации данного варианта:
Врач обязан предоставлять информацию пациенту исключительно с позиций достижения наилучшего результата лечения заболевания, но без давления. Решение принимает сам пациент.
Предложения по лечебно-диагностическим мероприятиям, не входящим в стандарт медицинской помощи, но более эффективным для данного больного, должны быть обоснованы и описаны в медицинской документации.
В соответствии со ст. 779-783 ГК РФ заключается договор о возмездном оказании услуг, о заключении договора делается запись в медицинской документации.
Требуется контроль за предоставлением платных медицинских услуг в государственных и муниципальных медицинских организациях, информированностью и добровольностью согласия на них со стороны пациента.
Преимущества данного варианта:
Возможность более быстрого достижения медицинской эффективности.
Недостатки данного варианта: завышенные ожидания результатов лечения со стороны пациента; возможность предъявления претензий со стороны пациента (при недостаточной эффективности лечения, несоблюдении требований к оформлению в медицинской документации информированного добровольного согласия пациента на платные медицинские услуги; возможность предъявления претензий к медицинской организации со стороны контролирующих органов (органов управления здравоохранения), а также наложение штрафных санкций СМО за несоблюдение стандарта медицинской помощи.
Таким образом, данный вариант оказания платных медицинских услуг является самым конфликтным вариантом. Т.е., медицинская организация, осуществляющая данный вариант оказания платных медицинских услуг, должна быть готова к многочисленным проверкам со стороны контролирующих органов и претензиям со стороны пациентов.
Защитой медицинских организаций в данном случае является очень тщательное оформление документации с обоснованием показаний для дополнительных платных медицинских услуг.
Законопроект отдельно регламентирует оказание платных медицинских услуг медицинскими организациями, участвующими в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Главная идея данного регулирования заключается как раз в том, что платные медицинские услуги не могут быть оказаны данными медицинскими организациями взамен медицинских услуг, финансируемых за счет средств всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и средств бюджетов государственных внебюджетных фондов, т.е. средств обязательного медицинского страхования, т.е. не должно происходить дублирование финансового обеспечения услуги.
В соответствии со статьей 78 законопроекта:
«Медицинские организации, участвующие в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, имеют право предоставлять пациентам платные медицинские услуги:
1) по видам, объемам и условиям медицинских услуг, не включенным в программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и (или) целевые программы;
2) на иных условиях, чем установленные территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и целевыми программами в случае наличия отдельных структурных подразделений, оказывающих платные медицинские услуги;…»
Поскольку данные нормы вносятся в закон, должно быть исключено всякое неоднозначное их толкование. Однако, на наш взгляд, такая неоднозначность присутствует.
Во-первых, что это за «виды медицинских услуг», не включенные в программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Разработчики законопроекта употребляют понятие виды, объемы и условия «медицинских услуг», а не виды, объемы и условия оказания «медицинской помощи».
Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, ежегодно утверждаемые Постановлениями Правительства РФ, также достаточно вольно трактуют виды медицинской помощи.
Во всех программах раздел II всегда называется «Виды и условия оказания медицинской помощи». В данном разделе вслед за фразой «В рамках программы бесплатно предоставляются:…» были, как раз перечислены виды медицинской помощи, предоставляемой для граждан бесплатно.
В программах государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2006 и 2007 годы (5, 6) в данном разделе видами медицинской помощи были скорая, амбулаторно-поликлиническая, стационарная.
В программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2008 год (7) видами медицинской помощи были первичная медико-санитарная, неотложная, скорая, специализированная, в том числе высокотехнологичная.
В программах государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2009, 2010 и 2011 годы (8, 9, 10) — первичная медико-санитарная помощь, скорая, в том числе специализированная (санитарно-авиационная), специализированная, в том числе высокотехнологичная.
В законопроекте «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в статье 28 «Медицинская помощь» к видам медицинской помощи относятся: первичная медико-санитарная помощь, в том числе доврачебная, врачебная и специализированная; специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь; скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь; паллиативная медицинская помощь.
И что из этого не должно входить в программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи?
Во-вторых, что такое объемы медицинских услуг, не включенные в программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Речь здесь идет, видимо, не о превышении объема стандарта медицинской помощи, о чем мы говорили выше. Видимо, это объемы медицинской помощи за пределами согласованных объемов, определенных для каждой медицинской организации, участвующей в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Т.е. предполагается, что за пределами этих согласованных объемов медицинской помощи медицинская помощь не будет оплачиваться медицинской организации и поэтому ее можно ставить на платную основу?
Это очень сомнительно, поскольку медицинская помощь гражданину, обратившемуся за ней в случае заболевания, и выбравшему данную медицинскую организацию для получения медицинской помощи, должна быть оказана этому гражданину в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи бесплатно для него. И данный гражданин понятия не имеет про согласованные кем-то объемы медицинской помощи, это его не касается. В случае нарушения его прав, он имеет право обратиться в суд за восстановлением нарушенного права.
И, наконец, что за «условия медицинских услуг», не включенные в программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
На сегодняшний день в программах государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи, ежегодно утверждаемых постановление Правительства РФ, в разделе II «Виды и условия оказания медицинской помощи» описаны эти условия (что включает, кем предоставляется). Однако эти условия являются достаточно общими, не конкретизированы. Предполагается, что конкретные условия и порядок предоставления медицинской помощи на территории субъектов РФ определяется в территориальных программах государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в зависимости от потребности населения и возможностей государственной и муниципальной систем здравоохранения (например, сроки ожидания плановой госпитализации, порядок направления на плановую госпитализацию, максимальная продолжительность нахождения в очереди на отдельные диагностические исследования, допустимость или недопустимость очередности при оказании медицинской помощи больным с определенными заболеваниями и состояниями и т.д.).
Регионы достаточно вольно определяют условия оказания медицинской помощи. Например, в некоторых территориальных программах существуют нормы, противоречащие федеральному законодательству. Например: «В случае выбора пациентом амбулаторно-поликлинического учреждения, расположенного вне территории проживания пациента, медицинская помощь на дому оказывается за счет пациента». При этом в территориальном фонде ОМС этого же региона пациентам разъясняют, что полис ОМС действует на всей территории РФ, и нужно обязательно брать его с собой в поездки по стране. Т.е., если человек заболеет в другом регионе и вызовет врача на дом, ему там медицинскую помощь предоставят бесплатно, а в городе, где он проживает в случае вызова с территории, где данный гражданин не зарегистрирован, уже платно.
Поэтому, если в закон вводить критерии платности медицинских услуг, то эти критерии должны быть юридически и организационно однозначными.
К тому же права граждан являются едиными на территории РФ, и чтобы они были реализованы во всех субъектах РФ в рамках территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, необходимо на федеральном уровне (хотя бы в подзаконных нормативно-правовых актах) однозначно регламентировать, что такое «виды, объемы и условия медицинских услуг, не включенные в программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и (или) целевые программы». Регламентировать не путем перечисления, а путем определения четких критериев.
В законопроекте определено, что отказ пациента от предлагаемых платных медицинских услуг не может быть причиной уменьшения видов и объемов медицинской помощи, предоставляемых ему бесплатно в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Порядок предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг пациентам, включая условия предоставления, устанавливается Правительством Российской Федерации
С принятием данного закона решается многолетний спор сторонников разрешения платных медицинских услуг в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения и сторонников запрета этих услуг в пользу разрешения.
В законопроекте впервые предлагается законодательно закрепить и урегулировать оказание платных медицинских услуг населению, сделав эти услуги доступными и законными. Но, учитывая и четко регламентируя вышеуказанные неоднозначности толкования, необходимо разработать механизм реализации этого законодательства в подзаконных нормативно-правовых актах, а также механизм прозрачного контроля за платными медицинскими услугами для законного предоставления платных медицинских услуг медицинскими организациями, участвующими в реализации программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
be5.biz